На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Что такое фрустрация и как мы с ней обходимся


Автор: Анастасия Кислицина, психолог, психотерапевт. 

Поговорим о фрустрации

Фрустрация – это такое состояние, которое возникает в ситуации реального или предполагаемого несоответствия наших желаний имеющимся возможностям. То есть в ситуации невозможности добиться чего-то желаемого, удовлетворить потребность.

Ощущение это крайне конфликтное, неприятное и задевающее самооценку. Наверняка, это знакомое переживание и приходилось хоть раз сталкиваться с ним в течение жизни.

И как это бывает с неприятными переживаниями, всегда очень хочется от них как можно быстрее избавиться. И здесь есть несколько стратегий или тенденций. Рассмотрим их:

1. Фрустрация = Вызов

Часто невозможность достичь желаемого автоматически воспринимается как вызов и приводит к ещё более активным попыткам достичь желаемой цели. Тогда все отвлекающие моменты отходят на второй план и человек, невзирая ни на что, пытается добиться желаемого. Привлекательность ещё не достигнутой цели в этой ситуации только усиливается. Иногда даже возникают агрессивные попытки пойти напролом, в лоб, что обычно только усугубляет ситуацию, требующую более обдуманного, тонкого и взвешенного способа действия.

Например, когда человек совершает необдуманные покупки или резко вкладывает куда-то деньги. Вместо одной дорогой вещи, которую не может себе позволить, покупает с десяток более дешёвых ненужных вещей, что в итоге оказывается ещё дороже. Или импульсивно записывается на какие-нибудь курсы, которые потом так же импульсивно бросает. Или начинает бегать и надрывается. И т.д. и т.п.

Это доставляет немало дискомфорта, поэтому есть следующие линии работы в терапии:
  • Постепенно разбивается чёрное-белое мышление: "или пан или пропал", "всё или ничего", "сейчас или никогда" и т.д.
  • Ищутся более адаптивные способы – сделать что-то, сохранив при этом самооценку, сделать кусочек, не беря на себя всю глыбу, сделать нечто промежуточное, желать по частям и т.д.
  • Учим видеть конкурирующие потребности, желания, и интересы, которые часто теряются "в пылу" достижения сверхзначимой цели;
  • Замена средств достижения цели: поиск нового взгляда на ситуацию в целом, пересмотр предыдущих действий, поиск иного пути для достижения цели;
  • Замена цели: поиск альтернативной цели, удовлетворяющую потребность или желание. Иногда цель бывает "навязана" другими людьми, например, родителями, и вовсе не является такой уж желаемой при близком рассмотрении, тогда её не сложно трансформировать или заменить;
  • Переоценка ситуации, её значимости для всей жизни. Иногда оказывается, что противоречивые стремления возможно объединить, снизив значимость ситуации и посмотрев на неё иначе.
Это позволяет действовать более гибко, не кидаться на амбразуру и сохранять самооценку на приемлемом уровне. Некоторые из этих приёмов человек и сам осваивает в течение жизни и это помогает ему снизить фрустрацию.

2. Фрустрация = Уход

Это противоположный вектор, но он тоже встречается довольно часто, когда достигается определённый индивидуальный порог терпимости к фрустрации и человек больше не может выдерживать связанное с ней напряжение. Хотя реакция избегания может дать облегчение, уход от ситуации является деструктивным, поскольку оно не обеспечивает достижение цели.

В университете Айовы школой К. Левина проводился эксперимент с детьми, посвящённый фрустрации. Его название – "Фрустрация и регрессия у детей", можно легко найти и почитать в интернете. Вывод, к которому пришли авторы: в результате фрустрации у некоторых детей снижалась изобретательность, они впадали в регресс (вели себя как дети младшего возраста или более низкого уровня развития) и можно было наблюдать у них потерею связи с реальностью.

Это можно видеть и в поведении взрослых. Действительно, если не получается достичь какой-то сильно значимой цели – лучше уйти в ту сферу, где безопаснее, например, где эти цели не так уж важны, ценны и т.д.

Или ещё один важный механизм ухода, которого ещё нет у детей, но он появляется у взрослых – обесценивание недосягаемого объекта желания, по типу "зелёный виноград" и преувеличение ценности того, что имеешь, по типу "сладкий лимон".
  • Феномен "Зелёный виноград" – это про ситуацию, когда человеку не удаётся завладеть желаемым предметом, и он обесценивает его, то есть наделяет отрицательными чертами (как в басне "Лисица и виноград", когда лиса не могла получить виноград и назвала его "незрелым", зелёным).
  • Защита типа "Сладкий лимон" – это преувеличение ценности того, что имеешь (по принципу – "лучше синица в руке, чем журавль в небе").
И, сами по себе, это неплохие, работающие защиты, и ничего плохого в них нет, но бывает, они не дают человеку даже попробовать приблизится к собственной цели.

Здесь в терапии важно построить такой процесс, чтобы у человека была возможность попробовать нечто новое, получить такой опыт, несмотря на сложности и преграды и без возможности обесценить новую деятельность полностью.

Пережить опыт удачи через сложности здесь крайне важно.

3. Адаптационный баланс

Идеально, когда у человека в арсенале есть, как адаптационные способы совладания с фрустраций и поддержания своей самооценки, так и опыт принятия вызова и успешного выхода из сложностей в значимой ситуации. Тогда жизнь не складывается по типу избегания ситуаций фрустрации, но и не превращается в жестокую борьбу за мечту, вопреки всему.

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх