На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мифологема о Нарциссе. Насколько верная текущая интерпретация?


Автор: Ирина Панина, психолог, доктор Психологии PhD.

Неверно понятое определяет нашу жизнь согласно этому пониманию.

"Мы требует от других только то, что не даем сами себе. При отсутствии достаточного себялюбия или чувства достоинства наша потребность бессознательно проявляется в тактике принуждения по отношению к другим".



Эдингер Эдвард

 
Мы носим маски добродетели и альтруизма, выполняя предписания "старших" о том, что их, старших надо уважать, а малышей не обижать, и вообще, "жила бы страна родная, и нету других забот", а так же "нам хлеба не надо, работы давай".

Заглянув внутрь себя, ответив самой себе по-чесноку, а для чего нам быть такими вот любезными со всем окружающими? Тем более, прилагать усилия для этого? Ведь сама тема о приложении усилий, об изменении своего поведения говорит о его искусственности.

Вполне в согласии с биологическими законами полагать, что "своя рубашка ближе к телу" и удовлетворять сначала свои потребности, как, впрочем, делают все дети. Общеизвестно, что у детей сильно развит "эгоизм", "эгоцентричность", и даже "аутоэротизм", – все те навыки, которые относятся к состоянию любви к своей личности.

Когда мы желаем понравиться и угодить другим людям? Когда желаем получить Любовь (признание, заботу) от них. Зачем мы это "просим" (требуем)?

Затем, о чем написано в цитате в начале этого поста: "мы требуем от других только то, что не можем дать себе сами".

Ну, а когда какой-либо человек начинает выделяться из всеобщей модели поведения, его называют "эгоистом" и порой еще "нарциссом", дескать, самовлюбленное г@вно.

Нарцисс – тот юноша, который, как говорят, погиб от пламенной любви к себе. Юноша, отвергающий всех, влюбившийся в свое отражение.

Вот только почему клиенты, приходящие на консультацию, такие, чью психологическую акцентуацию можно отнести к "нарциссической" себя не любят порой вовсе, а постоянно, с неуемной жаждой ищут любви других людей. Причем сколько этой любви не давай, им недостаточно. Этот же штрих в поведении "нарциссов" отмечает Н. Мак-Вильямс, создавшая типологию личности в русле психоаналитической концепции. 

Итак, в реальности "нарцисс" – это человек, основная ценность которого – это социальный статус. Положение в обществе. И, отсюда, основной корень многих проблем – страх негативной оценки другими людьми. Страх не понравиться и не угодить. Любой тест на "оценку способностей" приводит "нарцисса" в панику и вгоняет в холодный пот от страха облажаться.

Так, если "нарциссы" так ищут любви других людей, то что у них общего с влюбленным в себя эгоистом из мифа, Нарциссом?

Что, если этот миф об отчужденном Эго, которое не может любить себя?

Метафора о том, что юноша влюбился в собственное отражение является иллюстрацией к желанию соединиться с собой, обрести целостность. Ведь по типологии того же автора, люди, имеющие нарциссическую акцентуацию психики, видят себя или "очень великими", или "безнадежно ничтожными".

То есть, разделение между грандиозным Эго и ничтожной Тенью очень велико. Попытка юноши соединить в себе обе этих части проиллюстрирована в мифе. Он заглянул в глубины вод бессознательного и соединившись со своей Тенью смог обрести любовь к себе, перестав нуждаться в чужой любви и одобрении.

По сути, нимфа Эхо, которая призывала гнев богов на голову юноши, чьей любви она добивалась, сама была "нарциссической личностью", если говорить о ней в современных терминах психоанализа. Вынь, да положи ей любовь парня. А иначе и жизнь не мила.

Между нами, девочками, даже инструменты, защитные механизмы психики у Эхо насквозь "нарциссические". Известная триада социализации: идеализация – обесценивание – зависть побудила Эхо наябедничать Юноне о гордеце, который не поддался ни на ее обожание (идеализация), ни на ее злость: "тогда пошел бы ты и утопился, не очень-то хотелось, тоже мне, фифа" (обесценивание). А вот зависть сделала свое дело.

Может, поэтому мы так боимся любить и почитать себя? Древний миф может служить предостерегающей установкой стать Цветком Гадеса. Может быть, в древней коннотации мифа этот цветок и символизировал бессмертие, но всю неправду о Нарциссе мы сами сделали правдой, теперь с ней и живем.

Стараемся, чтобы вначале другие показали нам, какие мы хорошие, а мы бы еще по отнекивались, как бы из скромности, но на самом деле из ненасытности похвалы. Выполняем "заповеди" про "я –последняя буква алфавита". И всячески усиливаем пропасть между "я" и "я".

И даже мультик про Енота, о том, кто сидит в пруду, нас ничему не учит…

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх